Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Читая Евангелие, мы видим Господа, пришедшего в синагогу. И Господь там встретил женщину, которая 18 лет была в недуге. У нее был горб. Она была скорченная и тяжело страдала. Господь тотчас сжалился и исцелил ее. Она выпрямилась, стала стройной, как в мо-лодости. Но что удивительно, начальник синагоги возмутился этим и сказал: "Есть шесть дней, когда нужно приходить исцеляться, а в субботний не ходите исцеляться". Он увидел, что народ этому чуду обрадовался, и люди ликовали и славили Бога. И тогда Господь обличил этого человека, сказав: "Лицемер! Разве ты сам не выводишь свою скотину в субботу на водопой? Так если о скотине ты в субботу заботишься и не боишься нарушить субботнего покоя, то как ты можешь быть возмущен тем, что эту дочь Авраама, которая столько лет страдала, исцелили в субботний день?". И не мог этот человек ничего сказать, ибо уста его были заграждены.
Когда мы присматриваемся к этому событию, мы видим, как люди лгут своей целой жизнью. Выступая как будто бы за правду, отстаивая положения закона Моисея, начальник лжет Богу, обвиняет Господа в нарушении субботнего закона. Самого Творца Неба и земли обвиняет.
И конечно, чтобы не лгать и нам, надо быть предельно внимательными к себе, потому что ложь от дьявола. Господь говорит: "Он есть ложь и отец лжи". А истина - Христос.
Ибо Господь говорит: "Я есть Истина". Так Господь о Себе говорит. Он есть живая Истина.
Так вот, лгать можно мыслями, лгать можно словами, лгать можно целой жизнью.
Как люди лгут мыслью? Например, лжет мыслью тот, который говорит: "Я завтра сделаю то-то и то-то". Он явно лжет, потому, что не знает, что завтра будет.
Лжет тот, который говорит: "Я встану пораньше и прочитаю правило ко причащению". Опять лжет мыслью. Он проспит и не выполнит то, что сказано. Хотя ему говорили: "Читай с вечера". Тот лжет мыслью, который перед сном говорит: "Я утомился, я сейчас лягу, полежу часик, а потом встану и дочитаю правило". Он хитрит и лжет мыслью. Он лжет сам себе и Богу лжет. Ложится и спит до утра. И так годами может длиться, между прочим. Он каждый день может так говорить, и каждый день так согрешать.
Лжет мыслью тот, который говорит: "Еще много времени впереди. Еще успею покаяться. Сейчас что-то не получается. Но у меня времени много впереди. Я покаюсь".
Явно лжет, т.к. он не знает, сколько у него времени впереди, и не знает, какое оно будет. Ведь могут болезни привяза-ться, и тогда всё твое покаяние испарит-ся, как дым.
Лжет мыслью тот, который говорит: "Я не все буду говорить на исповеди батюшке, чтоб его не утомлять".
Лжет мыслью тот, который говорит: "Сегодня я причащаться не буду, а причащусь в воскресенье, на праздник". Опять хитрит, потворствует лени. Люди лгут мыслями по-разному. Например, молится человек, полились слезы.
А он говорит: "Не буду плакать, а то на меня все смотрят". Хотя на него никто не смотрит. Все заняты своими проблемами.
Лжет мыслями тот, который видит согрешающего и говорит: "Я так бы не сделал". Тоже явно лжет, потому что он сделал бы наверняка хуже, а говорит: "Я бы так не сделал".
И так, например, хитрит человек. Найдет на дороге сто рублей и скажет: "О! Я возьму! А то пьяница найдет, возьмет, пропьет. Я лучше истрачу эти деньги на свечи". А потом идет дорогой и думает: "Ну, все-то на свечи много. Я пятьдесят на свечи, а пятьдесят себе возьму. Тоже надо буханку хлеба купить". А потом придет, скажет: "Чего свечей покупать так много?! Ну, поставлю одну, а там видно будет. Завтра поставлю другую". И кончается тем, что почти все деньги себе возьмет. Приглядимся к себе, и мы увидим, что как только соглашаемся с дьяволом в помыслах, так тут же лжем. Он - ложь и отец лжи.
Можно лгать языком. Языком лгут ведь как? Ну, к примеру, спрашивают: "Ты не брал эту вещь"? Человек говорит: "Я не брал". Хотя брал.
Лжет словом, который обещает, но не делает. Попросишь, он скажет: "Хорошо, я сделаю". А сам не делает. Лжет словом человек, который преувеличивает свои дела. Например, он скажет: "Я вчера трудился. Вскопал на огороде соток пять". Хотя вскопал всего сотки две. Так вот он себя приукрасить немножко хочет. Лжет словом тот, который говорит: "У меня украли вещь", - а потом ее находит. Бывает, обкрадывает нас ложь словами. И не надо говорить, а не успел подумать - и сказал. Например, пекут пироги. На следующий день человек хвалится: "Я вчера до двух часов пек пирог", хотя пек до часу. Вот так по мелочам человек может лгать, врать, хотя, может быть, даже и без злого умысла. А ложь и есть ложь.
Лгут и дети напрямую: "Я не брал. Я не делал..." А сами брали и делали.
А теперь самое главное: ложь жизнью.
Например, лжет жизнью тот, который старается показать себя праведником, хотя тайно много грешит. А снаружи хочет показать себя благочестивым.
Лжет жизнью тот, который отлагает покаяние.
Лжет жизнью, например, женщина, которая ходит в храм в платке и в юбке, а вне храма без платка, в штанах, брюках. Она лжет жизнью своей.
Лжет жизнью, тот, который не исповедует все грехи на исповеди, а утаивает.
Лжет жизнью, который, например, будучи в сердце блудником, старается показаться целомудренным перед людьми. Который обещает Богу сделать, а потом не делает того, что обещал. Вот эта раздвоенность, между прочим, свойственна всем людям, только в разной степени. Вот даже такой великий человек, как протоиерей Михаил, в одной молитве так говорит: "Господи! Прости грехи мои! Прости мои недос-тоинства! Ведь я-то знаю, сколь грешен, и как я недостоин пред Тобою, Господи! Я мучаюсь стыдом, когда замечаю, что меня принимают за того, кем я не являюсь. Господи! Научи меня кротости и смирению Своему. Помоги мне из-бавиться от несоответствия моего види-мого им достоинства и моего невидимо-го им недостоинства! Господи! Кроме Тебя, единого Господа, кто ведает наши мысли, вожделения и мечты? Кто, кроме Тебя, Господи, знает, каков я есть! Кто смотрит на погрешности свои! От тайных моих очисти меня и от умышленных уде-ржи раба Твоего, чтоб не возобладали мною. Господи сил, с нами будь. Господи, помилуй нас!"
Как же избавиться от этого? Я думаю, лучше всего на исповеди говорить все грехи. На исповеди нужно себя выворачивать буквально наизнанку. Не щадить нисколько себя на исповеди, а весь греховный срам говорить, говорить все, как есть. Вплоть до мыслей, если они срамные. Ты их высказывай: "Вот я чем услаждаюсь". Говори, что дьявол тебе изображает и показывает. Вот тут-то и решается эта проблема. Кто это делает, он будет более или менее цель-ная личность. А кто на исповеди будет хитрить, замазывать свои грехи, прята-ться, стыдиться, тот остается двулич-ным.
Итак, рабы Божьи, заглянем в себя, посмотрим, как мы грешим и лжем. Только ли мыслями? Иной раз слова-ми. А то бывает, и в жизни мы кажемся не теми, кто есть на самом деле. Аминь.
Протоиерей Владимир (Антипин)