Старик ловил рыбу, но невод приносил лишь траву морскую. И вот удача - рыбка. Да какая! Обещает дать "что ни пожелаешь". Здесь-то и происходит поразительное: старик ничего не берет...
Почему? Может, ему ничего не надо? Но ведь он выехал за хлебом насущным. Попроси рыбы! Или нет, лучше невод, лодку. Тогда рыбу и самому можно поймать. Сегодня вон на "Поле чудес" все просят без стеснения. Ни одного "старика" нет, чтобы замахал руками: ничего не возьму! Все хотя бы новое корыто да урвут, пользуясь "золотой рыбкой" - Якубовичем. Такая сегодня "старушечья" политика...
Но пушкинский старик уверенно произносит: "Не надо." Хотя нуждается. Будет голодать. И все равно не берет! Даже пару рыбин на обед, свою старуху-труженицу накормить - не берет!
Он верит в непреложность правила: не заработал - не бери. Это только на "Поле чудес" в "стране дураков" за одно слово лодку дадут, а на Руси испокон веков жили не набегами на чужие страны, а от земли-матушки. В одном документальном фильме перестройки показали русского крестьянина в Архангельской области, который, найдя на поле слитки золота, отдал их государству, отказавшись от награды. Журналист все пытал его: почему? У него что, нет детей? Есть! Богато жил? Да нет, обыкновенно, как все. Держал корову, кормил курочек, сажал картошку... В общем, жил по-евангельски: "Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1 Тим.6:7). Вот когда авторы фильма спросили чиновников, все ударились в мечту: вот я бы квартиру, я бы... Но квартиру, как известно, пожелала старуха, вернее, целый коттедж. А старик проявил самое основное, самое чудесное свойство русского православного человека - СМИРЕНИЕ.
"Не будь на то Господня воля..." - хорошо выразил когда-то Лермонтов подобное отношение к жизни. "На все воля Божия" - это не просто поговорка, это состояние души русского православного человека, его образ жизни.
Раз сегодня старику не попалась рыба,- значит, так угодно Богу. Господь желает нам добра и через скорби, испытания, лишения вразумляет нас, ведет нашу душу по спасительному пути. Что ж, придется старику попоститься, - тоже надо. Старик бедным выглядит только в глазах старухи. При ином взгляде мы видим его огромное богатство - он приобрел смирение, кротость, милосердие, терпение... А это богатство, как говорит Евангелие, "ни моль, ни ржа не истребляет и воры не подкопывают и не крадут" (Мф. 6:20 ).
"Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало" - очень точно сказано. Поэтому пожалеть в сказке стоит... старуху. Она - бедная: ей все мало. А причина всех ее проблем (да и наших тоже!) в ее словах: "Дурачина ты, простофиля!" То есть в том, что она (а вслед за ней и мы сегодня) осмеяла это нетленное, безценное богатство - смирение, кротость, нестяжание.
Кажется, что страшного в желании старухи иметь новое корыто? Нормальное человеческое желание - жить лучше, чем вчера! Но сразу заметим, что именно это желание привело к такому печальному финалу. Пушкин показывает нам разбитое корыто в конце как закономерный итог старухиных желаний. Эту знаменитую иллюзию, наверное, чувствовал каждый: вот я только маленько разбогатею, вот я чуть-чуть отвлекусь на плотское, вот я разве что разочек заглушу совесть - и все, затем буду хорошим, стану заботиться о душе! Иллюзия! Вот нам бы новый закон, нам бы правительство сменить, нам бы приличную зарплату, нам бы... - и мы будем заниматься духовным самообразованием! Увы... Получив корыто, все мы бросаемся добиваться… квартиры. Получив дом, мы... В общем, смотри сказку Пушкина. Это о нас. Нашим сегодняшним "старухам" предлагают корыта все новей, все модернизированней, нанотехнологичней - небьющиеся, с вентиляторами, бальзам-шампунь-ополаскиватель в одном корыте! Индезиты, одним словом! Глаза разбегаются. Экстра! Класс! Супер! Экстра-класс-супер в одной упаковке!!! Вы скажете: "Это же удобно! Свою жену заставляй стирать в деревянном корыте, а себе лапти купи, а мы хотим цивилизованно жить. Что в этом плохого?" - Да ничего плохого, конечно. И мне удобства нравятся. Кроме одной маленькой у них детали - ЦЕНЫ.
Мне предлагают шикарный вертолет вместо моих "Жигулей", а я не беру. Продавцы удивляются: не нравится? Что ответить? Нравится. Но, увы, мой скромный труд не эквивалентен этой покупке. Вот в чем проблема. Вот разве попробовать украсть каким-нибудь способом? Кто начинает служить чреву, обязательно отступает от Бога...
Назвать вам цену сегодняшних достижений в области "корытостроения"? Пожалуйста. Убитые в абортах миллионы малышей, тысячи суицидов, спившаяся деревня, развалившиеся семьи, миллионы сирот - социальных, от биологических родителей и т.д. Будете брать?
Самое страшное, говорит нам гениальный Пушкин, - это желания, желания старухи. Встав на путь желаний, она уже не может остановиться. Сегодня ее спрос пытаются удовлетворить "новые русские старухи", жаждущие денег и пользующиеся этим греховным, безбожным желанием, даже разжигающие его. Специально. (Кстати, потому они и воюют против Церкви). Ведь эти нано-корыта приносят им огромные прибыли. И в ответ на старухино "Хочу быть боярыней" - они ей кремы "на натуральной основе" (т. е. на зародышевых тканях убитых в абортах младенцев!), органы младенцев, красивые ноги, зубы и телеса в "Мисс Лысково"... Что еще желаете, милые старухи?
Пушкин идет дальше. Добившись не только корыта, но и власти, мы непременно возомним о себе, что рыбка может быть у нас на посылках. Шутка ли, такие боярские небоскребы и царские коттеджи построили - конечно, мы властвуем над природой; конечно, мы - боги! Вот тут-то и ждет нас расплата! "Бог долго терпит, да больно бьет," - говаривали наши предки-старики (не старухи). Разбитое корыто - не вымысел Пушкина, а неизбежный финал цивилизации потребления, закономерный итог желаний старухи.
"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем" (1 Тим 6:7), - говорит Апостол Павел. Но мы встали на путь добровольного рабства ненасытного чрева, гибельный, заметим, путь...
Иметь желания - не грех. Старик тоже желает поймать рыбу - для этого и вышел в море. Но ставить это желание выше нравственного закона (который и остановил старика от согласия взять выкуп с рыбки), закона, вложенного Создателем в Свое создание, - гибельно для человека. Старику нужна рыба. Но не любой ценой...
А. С. Пушкин гениально предсказал нам еще в начале XIX века путь цивилизации, финал общества потребления. Правда, мы мало прислушиваемся к его пророческому слову. А уж современные молодые люди на все это скажут: молодец, старуха! Успела оторвать в этой жизни куш, успела пожить в свое удовольствие. Это главное, а что будет потом – хоть потоп, но потом...
Так не лучше ли оторваться наконец от телекорыта и не спеша перечитать великого Пушкина. Глянуть на старуху и ужаснуться своего зеркала. А старику крикнуть: не уходи! Мы с тобой! Мы тоже хотим свободы от рабства корыта...
Н.Лобастов