В конце конференции подошел ко мне мужчина и шепотом спросил: "Я не понял, можно мне причащаться в Церкви или нет?" - Я удивился: а почему нет? – "Так ведь там поминают Патриарха, а он еретик, значит, я участник ереси?"
Вот такой простой вывод сделал обычный слушатель этой конференции.
Итог ее – отвращение от Церкви, от Причастия, от послушания и смирения. То есть итог – антихристианский. "Россия без антихриста" в реальности превратилась в "Россию с антихристом".
Вспоминается Кай из сказки Андерсена, который, узнав о существовании Снежной Королевы, тут же храбро заявил: "Если она придет, я ее посажу на плиту!" Что из этого вышло, каждый знает. Много пришлось потрудиться смиренной Герде, чтобы спасти этого самоуверенного борца.
Обещать выгнать из государства анти-христианство – глупо и наивно. Мало того, такое заигрывание с нечистой си-лой опасно и губительно. Пока земной мир стоит, в нем обязательно будет присутствовать и Христос, и князь тьмы. Кто выиграет? Общеизвестно, князь мира сего. Но это в истории, на земле. А где же победа Христа? В наших душах!
Возьмем такое сравнение. Человек стареет, дряхлеет, слабеет и умирает. И от этого еще никто не избавился, мимо смерти не прошел. Что же делать? Пытаться всячески остановить этот процесс дряхления? Нет, конечно, не телом надо заняться вплотную, а душой! Душу укреплять в вере, в Истине, в служении Богу, в воздержании, в освобождении от страстей. Тело – гнить в землю, душа – блаженствовать на Небеса. Каждому свое. Богу – Богово, кесарю – кесарево. Поэтому давайте оставим нашу землю-матушку, наш мир земной для естественного процесса дряхления, загнивания и умирания. Спасать их от смерти – глупо, наивно и безсмысленно; последние времена, как и наша старость, неминуемо наступят. И все будет так, как и должно быть, все это хорошо знакомо нам по судьбе нашего тела: немощь, болезни, ослабление сил, памяти, чувств – смерть. Так будет и с миром: охладеет любовь, умножатся беззакония, восстанут дети на родителей… Все, как предрек Господь. Что же делать? Душу спасать!
Господь говорит о том, что Ему придется "много пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту.. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить". Что ответил Господь Петру? "Отойди от меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мк. 8:31-33). Да, по человеческому разумению надо отстраняться от опасности, избегать зла, уходить от удара, устраняться от страданий... Но это по человеческой, земной.
"Не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть" (Мк. 12:7), - предупреждает нас Господь. "…будут смятения. Это начало болезней". Интересно бывает спросить у верующих: какая строка идет дальше в Евангелие? Пусть не наизусть, но какова логика Евангелия? Верующий это должен чувствовать. Так вот, какие слова идут за этим обещанием "смятений"? Далее читаем: "…но вы смотрите за собою" (Мк. 13:9). Как видим, нет никакого наказа нам избавляться от смятений, строить против них оборону, останавливать их… Но следует одна заповедь: "смотрите за собою". Странно, согласитесь…
"Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:35). Точнее и прозрачнее не скажешь. Кто хочет душу свою сберечь в этом мире греха и юдоли, тот потеряет ее, а кто решится пострадать в мире злобы и несправедливости, но пострадать не за место под солнцем, не за лишний кусок, а за Христа, только тот, как это ни странно, и сбережет душу свою. То есть, чтобы приобрести, надо погибнуть. Чтобы спасти душу, надо не спасать ее - на земле! "Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно" (Ин. 12:24). Останется целехоньким, здоровым, не разрушенным, чистеньким и беленьким. Но одно, на земле, плода – не принесет. Чтобы принести плода, нужно умереть.
"Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая" (Лк. 6:35). Обратим внимание: "не ожидая ничего". Ни победы над злом, ни благополучия, ни власти. Вот тогда и награда. Если же мы хотим уже на земле получить благополучие, победу и награду – пожалуйста, только тогда на Небесах нам ответят: "Ты получил уже доброе твое в жизни твоей" (Лк. 16:25).
Святой Иоанн Златоуст говорил: "Адам, будучи в раю, пал, а Лот в Содоме спасся. Саул не спасся в царском дворце, а Иов спасся на куче мусора". Вот так...
Можно и дальше приводить множество примеров из Евангелия, где Господь ясно говорит о жертвенности нашей жизни, о смерти в миру, о переносе ценностей с земного и мирского на небесное и вечное. И нигде вы не найдете гневных слов против римлян-завоевателей и эксплуататоров, против ненавистного рабства, непомерных налогов, против несправедливых законов Римской империи, против древнегреческого искусства, свободно воспевающего даже извращения, против жадных и жестоких властей…
А сам земной путь Христа? Разве он был посвящен битве с несправедливо-стью? Путь Его – путь на Голгофу, на Крест, на добровольные страдания в этом мире.
А мы хотим сами сойти с креста, а на крест – послать Чубайса? Пускай он помучается за свои грехи на кресте, а мы будем в мягких креслах перед теле-визором наблюдать его страдания? Тот, кто так мыслит, – не христианин!
На конференции часто звучали весьма правильные слова о том, что надо молиться, смело идти против течения, осознать себя потомками Минина, быть воинами Христовыми и т.п. Но Господь на это говорит опять же странные слова: "Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником" (Лк. 14:27).
Говоря о последних временах, когда "восстанут дети на родителей и умертвят их", как рекомендует Господь реагировать на это? Кто в эти ужасные времена спасется? Борющийся, кричащий, непокорный всему этому? "Пре-терпевший до конца"! (Мк. 13:13). И после того, как вся эта глава Евангелия рассказывает о "скорби, какой не было от начала творения", в конце Господь оставляет нам лишь одно руководство для действия – "бодрствуйте, молитесь" (Мк. 13:33). А наши новые "пророки" заявляют о сегодняшних священни-ках: "у них одна реакция – только молиться. Но это не мудрость" (Из пригла-шения на чин покаяния в Нижнем Новгороде). Извините, но священники руководствуются Евангелием, и звать их с собой на баррикады, осуждая за то, что упорно не идут, - не совсем "мудро".
На конференции рефреном прошел призыв к тому, чтобы заставить священноначалие и Святейшего Патриарха ответить ясно на вопрос организаторов конференции: "Грех УЭК или нет?" "Взявший карточку и номер пойдет в ад или нет?"
Во-первых, эти люди ждут не ответа Церкви, а СВОЕГО ответа на этот вопрос. То есть они ответ уже твердо знают заранее, они в нем не сомневаются, осталось только узнать мнение Церкви, чтобы или оправдать себя, или обвинить священноначалие в уклонении от чистоты веры. Каждый из нас наблюдал, как нередко человек, задавая вопрос, не разобраться желает, а услышать то, что он давно решил. Таковы в Евангелие фарисеи, которые спрашивали Христа не для того, чтобы послушать Творца Неба и земли, а чтобы по-ймать Его на слове и обвинить в нарушении общепринятых законов Израиля.
И мы сегодня часто пытаемся, как фарисеи, не Евангелие слушать, а услышать подтверждение своих измышлений. Что такое грех, известно уже 2.000 лет, – это гордыня, осуждение, невоздержание, блуд, сребролюбие и т.п. Требовать, чтобы Патриарх включил в этот евангельский список еще и ИНН с УЭК, - странное желание. Если вас попросить копать от рассвета до забора, не знаю, выполните ли вы эту просьбу, как бы вас убедительно ни просили.
Никто не говорит, что ИНН и УЭК - это благо. Это еще одна болезнь дряхлеющей и стремительно приближающейся к своей смерти цивилизации. Радоваться навалившейся на нас смертельной болезни мы, конечно, не будем, но и придавать ей решающего значения для гибели души для жизни вечной, - христианин не поспешит. Болей, тело, но не мешай душе спасаться!
Думать, что человек может быть ввергнут в ад помимо его воли, его выбора, его сознания, - это насмешка над милосердием, справедливостью и любовью Всесильного Творца. Это великий соблазн для простых верующих, которые вынуждены будут оставить ради борьбы за жизнь без документов основное и сложнейшее дело, требующее постоянной работы, – молитву, пост, воздержание, Евангелие и т.п.
"Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геену" (Лк. 12:4-5). Феофилакт Болгарский пишет в толковании на это место: "Таким образом Христос отгоняет страх человеческий. Люди, - говорит, - простирают злобу свою только на тело тленное… Смотри, Господь не сказал: бойтесь того, «кто» по убиении «ввергает» в геену, но: "кто может" ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременно ввергаются в геену, но во власти Божией состоит прощать… Если не забыт у Бога ни один из воробьев, которые продаются дешево, тем более не должна быть забыта ваша смерть".
Милосердие Господне безконечно. "Кто отлучит нас от любви Божией?" (Рим. 8:35). Я понимаю, что это не означает нашего расслабления, но другая крайность не менее опасна, когда, приняв это близко к сердцу, человек все силы направит на устроение земного, внешнего, и в результате этого просто не успеет свои силы применить для спасения души. Вот это диаволу и надо!
Тьма выгоняется только одним способом – светом. Светом своей души, отданной Источнику Света - Христу.
Прп. Амвросий Оптинский писал: "Царственный пророк святой Давид говорит: "сперва уклонись от зла, а потом уже сотвори благо" (Пс. 33:15). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят, на словах, трудиться на благо ближним, и нисколько, или весьма мало, заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете".
Замечали вы такую странную особенность? Пока человек еще на пороге Церкви, он может высокомерно и уверенно всех критиковать и поучать. Но как только человек действительно достиг духовных высот, он почему-то уже никогда подобного не станет говорить. Все наши аскеты – прп. Серафим Саровский, свт. Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы и многие другие – подобных призывов биться за чистоту Православия, конечно, не озвучивали. Они своим бытием этого достигали.
Ошибка ораторов конференции в том, что они заразились духом публицистических статей интернета, которые они читают, я в этом уверен, гораздо более, чем Евангелие, а тем более Библию и святых отцов. Учебник по Закону Божиему Слободского не уверен, что прочитали. Цитируют постоянно не святых отцов, а Пелагею Рязанскую да Славика, а если Евангелие, то лишь общеизвестное типа "Не судите".
Помню, разговорился я с одним весьма убежденным в своих взглядах бывшим директором школы, и он мне гордо показал, что для него является высшим авторитетом, – вынул из кармана помятый листочек из отрывного календаря, где была напечатана цитата из Апостола. Конечно, хорошо, что авторитет для него Апостол Павел, но неплохо бы к его возрасту не только отрывной календарь читать.
Почему окружающие люди с легкостью принимают призывы разорвать внешние цепи? Потому что с внешним всегда легче бороться. Быстрее можно сказать себе: я сделал то, что мог, теперь у меня все в порядке. Успокоить совесть, усыпить ее сделанным. Такая система была и в иудейской среде, где спасение было поставлено в зависимость от выполнения внешних правил, и в дальнейшем перешло в мусульманство, где главные заповеди – внешнего делания. Быть христианином гораздо сложнее. Здесь нет остановки, когда можно сказать: я выполнил все необходимое. Труды и труды до самой смерти..
Вот человек стал посещать храм – уже хорошо. Но надо поститься… Вот все посты соблюдает, но необходимо отрешиться от любви к миру ("Не любите мира, ни того, что в мире" (1 Ин. 2:15). Ладно, бросил курить, в карты играть, анекдоты рассказывать… Хорошо? Да, успех, движение, развитие. Все? Нет, конечно. Неплохо бы перестать смотреть телевизор. Уже труднее. Но вот и эту границу перешагнул наш христианин. Готов он для Царства Небесного? Ну нет, конечно! А помыслы? А "непрестанно молитесь" Апостола Павла? А "продай имение и иди за Мною"? А … О, сколько еще можно! Сделали другие больше тебя, ушли дальше тебя? Конечно? Ах, у тебя больше нет сил? А кто это тебе нашептал?
Если бы всю энергию, которую потратили участники конференции на угрозы Снежной Королеве, бросить на борьбу с собственными страстями и помыслами, бесы взвыли бы куда громче, чем от этих разговоров, побивающих воздух.
И самое интересное. Как только человек отказывается от борьбы за чистоту всей Церкви и всего мира и начинает заниматься своей душой, так неожиданно окружающий мир начинает меняться!
Почему Апостолы не писали Евангелия так долго? Потому что верили на все сто, что живут в последние времена. И при такой уверенности к чему призывали? Остановить распространение зла, потребовать от Римских властей закрыть языческие школы, провести конференцию "Рим без антихриста"? Нет, они просто отдали свою жизнь Христу – и Рим рухнул, языческие школы закрыли, антихрист отступил на тысячелетия.
Наши сегодняшние бойцы тоже мечтают отдать жизнь за Христа. Должен вас огорчить, братья. Мечтать-то мы мечтаем, но вот изберет ли Христос нас с вами для такого пути в Царство Небесное? Мне кажется, не нас в пер-вую очередь будут убивать за Христа, а праведников. Как отца Даниила Сысоева!
"Не тому радуйтесь, что бесы повинуются..." (), - говорит Господь участникам конференции "Россия без антихриста". Есть другая радость, высшая – идти на крест, когда вокруг тебя воют и поносят, и бьют, и смеются, и издеваются, унижают, насмехаются, жируют, самоуверенно гордятся… - а ты идешь сквозь этот вой на смерть. Да, со стороны кажется, что это неразумно. Но это если забыть, что ты идешь за Свет, за Чистоту, за Жизнь, за Вечность.
За Христа, а не против антихриста.
Н.Лобастов