Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению алкоголя, которое составляет, по разным подсчетам, от 14 до 18 литров спирта на душу населения в год. В азиатских странах потребление составляет 2 литра в год и прирост населения положительный.
В обществе сегодня 1.5 млн. алкоголиков, еще 1.5 млн. постоянно пьющих, итого около 3 млн. человек, пребывающих в алкогольной зависимости. Около 80% регулярно употребляет алкоголь.
Происходит снижение возрастного порога, с которого начинается потребление алкоголя (этот возраст сегодня опустился до 13 лет). Это снижение достигается целенаправленно, например, продается жвачка в виде сигарет, существует скрытая реклама алкоголя на телевидении. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко отметил, что это продуманная политика алкогольного и табачного лобби.
Сегодня в России нет государственной монополии на производство и продажу алкоголя, это частный бизнес, вся прибыль идет в частные руки. Отец Тихон отметил, что доходы частных лиц от производства алкоголя сравнимы с нефтяными доходами, и поэтому возникает конфликт интересов бизнеса и общества. Алкогольный бизнес, с одной стороны, не хочет отдавать эти доходы государству, а с другой стороны, имеет огромные возможности влиять на государство.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в своем выступлении обратил особое внимание на проблему алкоголизма среди молодежи. Именно на молодежь, в первую очередь, нацелена агрессивная рекламная компания алкогольных продуктов, особенно таких, как энергетические напитки и пиво.
Самая большая беда, случившаяся в России с молодежью, это выход в 90-е годы на молодежный рынок пива. За несколько лет в России возникло, совершено новое явление - молодежный пивной алкоголизм. За 3 года, с помощью агрессивной рекламы, в России молодежь "подсадили" на пиво. "Не просто "подсадили", а создали образ поведения, предполагающий необходимость пить алкоголь. У нас теперь молодой человек без бутылки пива считается не крутым. Сейчас женщина, которая идет с бутылкой пива, считается крутой," - описывает Геннадий Онищенко перемены в сознании молодежи, произошедшие в результате воздействия рекламы и пропаганды пива.
В мире есть только две страны, в которых пиво не считается алкоголем: Россия и Украина. "Мы вправе говорить о целенаправленом спаивании титульной нации", - характеризует общую ситуацию в стране главный санитарный врач. "Увеличивается процент пьющей молодежи, происходит спаивание женщин, носительниц генофонда, то есть бьют в самое сердце нации". Даже родители не замечают пивного алкоголизма детей: "Приходят к врачу мама и сын, врач говорит: "Он у вас алкоголик", а она отвечает: "Как алкоголик? Он не пьет алкоголь, только пиво"…
Геннадий Онищенко возмущен деятельностью иностранных алкогольных и табачных компаний в России, особенно тем, что они повлияли на принятие российских алкогольных законов: "Клинтон, не отличавшийся высокими моральными ценностями, тем не менее, придя к власти, заставил алкогольные и табачные компании выплатить огромные неустойки, за то, что они нанесли вред здоровью американского народа. Тогда они пришли в Россию, "заточили" под себя техническое законодательство (законы, регулирующие производство алкоголя), и жируют сейчас у нас. Это законодательство - позор России"!
По мнению чиновника, для изменения негативной ситуации нужно изменить сознание молодых людей: "Самое главное - отсечь молодежь от употребления алкоголя! Потребление алкоголя должно считаться стыдным, а не показателем "молодецкой удали"".
Архимандрит Тихон выступил с конкретными предложениями. Полностью запретить продажу алкоголя в киосках и ларьках; ограничить продажу алкоголя торговыми залами, площадью не менее 50 кв.м. в Москве и 30 кв.м. в регионах; отменить свободное открытие точек продажи по одним только заявкам; ужесточить меры административного взыскания за продажу алкоголя лицам до 18 лет; ограничить продажу спиртного промежутком времени с 11 до 19 часов; устранить недоработки в законодательстве, касающиеся нелегальной алкогольной продукции; повысить реальную цену на алкоголь путем поэтапного повышения акцизов; законодательно запретить продажу энергетических напитков на основе алкоголя и кофеина (по свидетельству господина Онищенко, кроме алкоголя, такие коктейли содержат стимуляторы, по сути являющиеся легкими наркотиками); признать пиво алкогольным напитком.
"Если сегодня мы не решим эту проблему, то молодое поколение завтра ее уже решить не сможет", - подытожил архимандрит Тихон.
Академики Л.А. Бокерия и Г.Г.Онищенко настаивали на необходимости развенчать псевдоисторические мифы о том, что пьянство для России естественно и одобрено еще князем Владимиром. "Пьянство наши "друзья" за рубежом называют русской болезнью, - заметил Бокерия. – Но в России всегда было сопротивление пьянству. В 1874 г. возникло первое общество трезвости, а в начале ХХ в. таких обществ было уже 400".
Антонович напомнил, что на Руси недаром существовала традиция: на свадьбе жениху и невесте подавали ковш только с родниковой водой. А кроме того супруги воздерживались от алкоголя до появления первенца.
Только в нашей стране разница между возрастом смерти мужчин и женщин составляет более 10 лет, такая статистика характерна только для стран, ведущих войну. И все-таки тон на ВРНС задавал позитивный взгляд...
Сергей Вячеславович напомнил о том, что в нашей стране параллельно идут все-таки два процесса. С одной стороны, распространение нравственной ущербности. Но с другой стороны - строятся храмы, восстанавливаются монастыри, растет число верующих... "Общество осознает свою болезнь и хочет выздороветь. Лекарство – традиционные ценности". Никита Михалков по этому поводу заметил: "Наш иммунитет напрямую связан с верой. Если этот иммунитет будет привит, если душа защищена культурой, историей, религией - ей ничего не страшно".
"Вообще добрых людей больше, чем злых, а добра больше, чем зла", - без тени сомнения заключил Патриарх.
Хотя даже под самый добрый, но лежачий камень вода все равно на течет, потому естественен призыв отца Всеволода Чаплина к действию: "Нужно создать такой общественный климат, который не позволял бы игнорировать позицию народа". Отец Всеволод напомнил, как удалось победить и игорный бизнес, и рекламу пива в дневные дни, хотя эти индустрии казались махинами, которые невозможно сдвинуть с места.
Православие.ру
|