- В последнее время мой муж стал часто посвистывать. Есть ли какое-нибудь четкое отношение у православных к свисту? Елена Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В Священном Писании свист означает выражение презрения и насмешки (см.: 3 Цар. 9: 8; Иер. 19: 8).
В народном сознании свист, как резкий звук, производимый без участия голоса, всегда ассоциировался с демонической силой. «Среди резких, нарушающих покой и размеренность жизни звуков особое место занимает свист – явление, неизменно связываемое в народных представлениях с призывом зла, лиха, беды, нечистой силы. В регламентации правил поведения эта связь отражается в целом ряде запретов, касающихся повседневной жизни. Их мотивировки ясно указывают на демоническую природу данного звукового феномена. Свист входит в совокупность “неправильных”, “нечестивых” действий, составляющих левую часть оппозиций языческий–христианский, грешный–праведный» (А.А. Плотникова. О символике свиста). Свистом даосские отшельники вызывали духов и общались между собой.
Негативное отношение к свисту однозначно и устойчиво даже тогда, когда сознание демифологизировано. Владимир Даль записал много пословиц и поговорок, в которых выразилось отрицательное отношение народа к свисту: Свищи в ключ, у кого замок на пустом амбаре! Одна денежка и та свищет! (говорят о разгуле). Глупый-то свистнет, а умный-то смыслит. Свистаным ветром не веют, а наказаным умом не живут. Просвистался (промотал все).
В классическом литературном языке глагол свистеть, кроме основного смысла, имеет еще несколько негативных значений. Недавно я стихами как-то свистнул / И выдал их без подписи моей <…> / Не удалось прикрыть своих проказ (А.С. Пушкин. Ex ungue leonem). Здесь слово свистнул поэт употребляет в значении напроказил.
В «Скупом рыцаре» А.С. Пушкина Барон говорит: Я свистну, и ко мне послушно, робко / Вползет окровавленное злодейство, / И руку будет мне лизать, и в очи / Смотреть, в них знак моей читая воли. / Мне всё послушно, я же – ничему… Здесь свист применяется для призывания зла.
Свист, как и все резкое, страстное, противоречит идеалу христианского благочестия. Внешнее поведение определяется внутренним состоянием. «Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире» (преподобный Исаия Отшельник).
- Стоит ли ездить в Дивеево?
- Первое, о чем стоит подумать, готовясь к такой поездке,— о ее цели. Если цель — почтить святого Серафима, Саровского и всея России чудотворца; помолиться перед чудотворным образом Божией Матери о заступничестве и помощи в житейских обстояниях; поблагодарить святых земли Дивеевской за помощь и поддержку, заказав благодарственный молебен,— это одно. Но если цель — «духовно подлечиться», чтобы затем продолжать вести прежнюю греховную жизнь,— совсем другое...
Обычно это «лечение» состоит из набора строго определенных действий: пройти по канавке Богородицы и 150 раз прочитать «Богородице Дево радуйся…» (при этом не забыть загадать желание; и ходят такие «паломники» с четками в руках, наивно полагая, что несут великий подвиг); окунуться в три святых источника, по три раза, непременно с головой; обязательно взять сухариков и масличка, а еще засушенной травки с канавки Богородицы, да и землички оттуда же не забыть. Правда, набрав с собой всех этих «святынек», люди сами потом недоумевают: а что же с ними делать? Так и лежат годами дома, хорошо, если не выбросят…
Как видим, рецептура «духовного оздоровления» весьма проста: не надо ни ежедневных молитв, ни исповедания грехов, ни постов, ни работы над собой. Достаточно просто поехать и выполнить все предписания, которые ничтоже сумняшеся выдают руководители «паломнических» групп, в огромных количествах отправляющихся от различных турфирм, общественных организаций и т.п. И при этом не забывают добавить самый главный «рецепт» — оказывается, чтобы «оздоровиться» окончательно, в Дивеево надо съездить не менее 3 раз. Особо сообразительные руководители добавляют: в году!
Весь этот суррогат духовности печалит. Получает ли пользу больной, лечащийся поддельными лекарствами? Сопровождающий паломников — лицо особо ответственное, с него спросится за каждое слово, за каждого паломника, которого он ввел в заблуждение. Может ли слепой вести людей в верном направлении? Может ли человек, не имеющий отношения к Церкви или не понимающий смысла и цели христианства, раздавать духовные советы? Вопрос риторический. Газета "Православная вера"
|