Вот человек матерится. Говорю ему: "Ты только задумайся и представь, что ты сейчас сказал своему другу или, что еще ужасней, девушке!" Он задумывается и отвечает: "Но я не в прямом смысле выражался, а так, для связки слов..." Тогда я тут же, разговаривая с ним, как бы мимоходом обзываю его "разгильдяем, оболтусом, негодником" и т.п. Он удивляется, возмущается, останавливает меня. Но я ему отвечаю: "Да ты что! Я же не в прямом смысле, а так, "для связки слов"! Зачем ты придаешь этому значение? Будь спокоен и равнодушен." Но спокойно и равнодушно у него как-то не получается...
Да, не может человек не реагировать на слово. Оно действует, живет, приносит свои плоды в его биографии. Священник Павел Флоренский в книге "Имена" (1926 г.) пишет: "Когда распространяется в обществе некоторое имя, то это происходит в силу внимания к нему... Признавать имя пустым призраком, безсильным ничтожеством и условною кличкою - психологически решительно невозможно". Имя делаем мы. И имя созидает нас. Если все и всюду в ХIХ веке говорили о Наполеоне, то это свидетельствовало о любви к сильной личности и принесло затем свои плоды. О плодах мы помним со школы на примере Андрея Болконского и Раскольникова.
"Социальная жизнь насквозь пронизана стремлением к целям и не терпит ничего безполезного и безцельного, - пишет далее о. Павел Флоренский. - Имена ведут себя в жизни общества как некие фокусы социальной энергии".
Последнее время вновь обсуждается вопрос о возвращении нашим соседям имени - Вятка. Институт истории Российской академии наук провел историческую экспертизу по этому вопросу. Оказывается, С.М.Костриков (Киров) родился в г. Уржум Вятской губернии, – отмечается в итоговом документе Института истории РАН. - А в Вятке он вообще никогда не был и ни разу не упомянул в своих работах. Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города", – говорится в справке.
Историческая экспертиза также отмечает, что переименование города способствовало ускоренному уничтожению ценных памятников духовного и культурного наследия многовековой Вятки – "уже в январе 1935 г. утвержден новый генеральный план г. Кирова, в соответствии с которым в его центральной части в течение всего трех лет закрыты и снесены Свято-Троицкий кафедральный собор (1762 года), Воскресенский собор (1700 г.), Богоявленский собор (1709 г.), Покровская церковь (1710 г.), Владимиро-Богородицкая церковь (1718 г.) и Александро-Невский собор. При этом арестованы и расстреляны многие ни в чем не виновные горожане, в том числе архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский), после расстрела которого в 1937 г. Кировская (Вятская) епархия перестала существовать. В результате безпрецедентных гонений к началу Великой Отечественной войны в черте г. Кирова не осталось ни одного действующего храма. Коммунистические репрессии имели общегосударственный масштаб, однако в городе, которому присвоили имя коммунистического руководителя Кирова, погибшего якобы от рук членов "троцкистско-бухаринской банды", обвинения в принадлежности к этой "банде" предъявлялись с особым рвением. В результате переименования наиболее самобытные и яркие явления вятской культуры (такие, например, как Дымковская игрушка или капо-промысел) утратили естественную идентификацию с топонимикой региона и областного центра, а сам он почти утратил свою историко-культурную уникальность, оказался в ряду многих населенных пунктов, названных в честь С.М. Кирова".
"Кроме того, – отмечается далее, – сам С.М.Киров соучаствовал в красном терроре в Армении и Азербайджане, в жестоком раскулачивании и в массовых репрессиях против ни в чем не виновных жителей Ленинграда. С.М.Киров соучаствовал в репрессиях против выдающихся ученых Академии наук СССР… С.М.Киров боролся за те идеологические предположения, которые к исходу XX века показали свою цивилизационную несостоятельность, утопичность и были отвергнуты народом России. Поэтому сохранение в демократической России XXI века его имени в названии города является явным анахронизмом".
От себя напомним, что Киров, будучи секретарем Ленинградского обкома партии, умело решил остро стоявший квартирный вопрос: выселял в Сибирь десятки тысяч горожан "непролетарского происхождения" – музыкантов, врачей, адвокатов, инженеров… Он был недоволен слишком либеральной политикой раскулачивания: "Если человек уличен в расхищении колхозного добра, то его надо судить вплоть до высшей меры наказания. И если уж смягчить наказание, так не менее как на 10 лет лишения свободы." Закон "о десяти колосках" санкционировал именно он. Он же лично контролировал строительство Беломорканала. Руководство репрессиями Киров сочетал с кутежами с участием балерин Мариинского театра. Оргии проходили во дворце балерины Кшесинской. 1 декабря 1934 г. Киров был застрелен в коридоре Смольного Николаевым, мужем одной из своих любовниц, работавшей в Смольном секретарем. Крестьяне Северо-Запада России с радостью встретили известие о смерти своего мучителя. В селах распевали "Убили Кирова, убьем и Сталина".
Писатель Владимир Крупин, комментируя результаты исторической экспертизы, заметил: "Киров, кстати, стал именовать себя в честь персидского царя Кира, освободителя иудеев... Рано или поздно город получит свое историческое имя. Вятский народ – хваткий, но неужели он угас совершенно? Неужели в нем уже преобладает желудочное мышление? Этот вечный вопрос, который я встречаю от вятчан: "А что это нам даст?" Я уже устал до хрипа объяснять, что Вятка – исконное имя города – удивительное, неповторимое, необыкновенное, женское, ласковое, единственное в России. Ну и как еще об этом говорить?" – вопрошает писатель.
"Мы привыкли жить на улицах, названных в честь Розы Люксембург, Клары Цеткин, Моисея Урицкого, Моисея Володарского, Якова Свердлова. Мы привыкли жить на улицах, названных в честь палачей русского народа. Это дикое ощущение. И мы, русские люди, живем на этих улицах... Понять все это очень трудно. Но неужели мой самый любимый, единственный, неповторимый, приближенный к Богу русский народ уже начинает приближаться к западному образу мышления, когда из жизни хотят извлекать только материальные, желудочные выгоды?" – подчеркнул Владимир Крупин.
Действительно, странно и не поддается объяснению, почему мы должны ходить по улицам, названным в честь жестоких, хладнокровных убийц? Н.Лобастов
|