- Отец Александр, скажите пожалуйста, что главное в посте?
- В пост главное соединить в себе "я" внутреннее и "я" внешнее. Когда достигаешь этой симфонии в душе, то все окружающие кажутся нормальными людьми. А когда симфонии нет – начинается деление: этот такой, а этот – такой… Если священник, к примеру, этой симфонии достигает, то все прихожане в ипостаси любимых пребывают, а когда симфонии нет, то тут же деление происходит: это клиросные, это бабушки при свечном ящике, это те, кто постоянно ходит, это те, кто два раза в месяц храм посещает и т.д.
- Как определить для себя меру поста?
- Каждый человек – эксклюзив, поэтому и пост у каждого только свой. Определяешься сам, по опыту и силам, и советуешься со священником. У кого есть духовник – тому проще, то, что он благословил, то и исполнять. Необходимо четкое сочетание духовного постового подвига и трудов повседневных, которые имеются у тебя, и которые ты обязан совершать. Нельзя оправдывать нерадение на работе и безобразное отношение к своим обязанностям дома необходимостью более частой молитвы и прочими постовыми обязательствами.
- Отец Александр, нужно ли читать на этикетках состав продукта? Ведь некоторые говорят, что это фарисейство, а некоторые, наоборот, скрупулезно осматривают покупки на предмет отсутствия следов молока в продуктах.
- Если человек решил провести пост телесный во всех отношениях глубокий и доскональный, то заглянуть на этикетку ничего не мешает. Но я своих прихожан никогда к этому не принуждаю. Наличие в ингредиентах продукта какой-то малой доли масла или молока - не страшно. Это не главное для поста. В пост вообще не надо акцентировать внимание на пище. Я считаю, что не должен православный человек вот так пунктуально относиться к тому, что написано в составе продуктов. Это уже фарисейство.
- Женщина после онкологического заболевания и прочих серьезных болезней подошла к священнику за благословением на послабление поста, так как врач предписал употреблять молочную пищу. Но священник сказал, что может разве что благословить на растительное масло и рыбу в пост. А ей нужно обязательно питаться молочным. И для нее пост превратился в неподъемную тяжесть. Но подойти к другому священнику с тем же вопросом уже неудобно – вроде как послабление искать.
- Священников много и каждый имеет какое-то свое видение, но, слава Богу, сегодня мы можем найти совершенно адекватных священников, которые воспринимают прихожан не как общую массу, а как конкретных личностей. В данном случае женщина попала к священнику, который воспринимает прихожан как безличностное стадо, где все должны быть одинаковы. Этакий постсоветский синдром. Ничего, даст Бог - приход его воспитает со временем. Если человек болеет - однозначно пост должен быть в той мере, которую он может понести.
Не приведи Господь свести пост к вопросу пищи! Это никак не соответ-ствует Православию. Это вообще не Православие. В конце концов, можно благословить этой женщине по болезни ее кушать все, а за время Петрова поста избавиться от какого-то греховного пристрастия или вредной привычки. Уделять же все внимание только вопросу потребления какой-то пищи – это неправильно.
- Можно перед началом поста решить: вот я хочу побороть в себе такой-то грех?
- Например, я не буду смотреть остальные 185 серий вот этого сериала. Для наших женщин, особенно бальзаковского возраста, выключить телевизор на любимом сериале – это кошмар. Или, к примеру, ежедневное обязательное сидение на скамеечке перед домом или подъездом с семечками и соседками. Попытайтесь отказаться! Для многих это большая проблема. А ведь в пост лучше это время книжке духовной отдать. И все, больше ничего не надо.
Естественно, это еженедельное (можно и чаще) посещение праздничных служб и служб воскресных. Надо решить: я в этот пост буду посещать все праздники, которые красным написаны в календаре. Или причащаться буду на каждой службе. Вот это будет пост.
- Как можно провести пост, чтобы не чувствовать, что он прошел впустую, что это была только диета?
- Я, например, тем прихожанам, которые мало читают, рекомендую прочесть что-то конкретное. Например, если человек только-только пришел в храм, я посоветую прочитать Нилуса. Не того, где Апокалипсис сплошной, а например, его первые книжки – "На берегу Божьей реки" или "Великое в малом". Федченкова полезно и нужно читать. Письма преподобного Амвросия Оптинского хороши.
А тем, кто немножко постарше в духовном плане, книжки отца Андрея Кураева, подойдут, такие как "Школьное богословие", "Церковь в мире людей". Да и классики богословы в стороне не должны остаться: Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, толкования на Евангелие Гладкова, но только не литературу апостасийного характера, а что-нибудь духовно-полезное и в то же время красивое и доброе.
|