К самым немногословным ектениям относится приглашение склонить головы на время специальных молитв священника, которые так и называются "главопреклонными": "Главы наша Господеви приклоним!" На этот призыв народ отвечает: "Тебе, Господи!" Или приглашение перед чтением Евангелия на утрени: "И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия, Господа Бога молим!" ("Помолимся также и о том, чтобы нам оказаться достойными слышания святого Евангелия!")
Наконец, перед исповеданием веры на Литургии, диакон призывает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" ("чтобы в единомыслии исповедать"), а народ подхватывает: "Отца и Сына и Святаго Духа – Троицу единосущную и нераздельную". Последнее приглашение служит сигналом к началу "целования мира": священнослужители в алтаре, а в древности - и все люди в храме, подходят друг ко другу и со словами "Христос посреде нас! - И есть, и будет!" целуют друг друга в плечи. Молитва Евхаристии не может начаться без полного примирения каждого друг с другом.
В начальных разделах многих богослужений, например вечерни, утрени и литургии, полагается ектения "мирная", называемая так по теме первых трех прошений: "Миром ("в умиротворенном состоянии") Господу помолимся! О свышнем ("от Бога подаваемом") мире и спасении душ наших Господу помолимся! О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей (имеются в виду Поместные Православные Церкви) и соединении всех ("единстве всех христиан") Господу помолимся!"
После этих обобщающих прошений следуют более конкретные просьбы: о данном храме и его прихожанах; о церковных властях и всем клире; о гражданских властях и воинстве; о данном городе или деревне, всяком городе и стране и верою живущих в них, и т.д. Нас призывают молиться даже о благорастворении воздухов (т. е. "о необходимом для хорошего урожая соотношении циклонов и антициклонов"), о изобилии плодов земных и о временех мирных.
Особым прошением молятся о спасении ("сохранении") плавающих, т. е. идущих по морю на кораблях (основной вид транспорта в границах Средиземноморской цивилизации), путешествующих (сухопутно), недугующих ("больных"), страждущих ("испытывающих различные страдания") и плененных ("находящихся в плену" - таковых было немало при нередких военных действиях по границам Империи).
В славянской версии следующего прошения - "о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды" - для одного греческого слова не нашлось соответствия. В оригинале смысл всего прошения таков: "О том, чтобы нам избавиться от всякого [внутреннего или внешнего] стеснения, [своей или чужой] раздражительности, [любого] риска и [какой бы то ни было] нужды".
К конечным разделам вечерни и утрени приурочена ектения "просительная", называемая так по окончанию шести ее прошений словами: "у Господа просим!" На этот призыв мы отвечаем: "Подай, Господи!" При всем разнообразии этих шести прошений в пяти из них снова говорится о мире: мы испрашиваем мирного дня (на утрене) или вечера (на вечерне), мирного ангела-хранителя, мира миру (отсюда-то и происходит знаменитый лозунг борьбы за мир!), мирного остатка жизни и мирной кончины. Не упоминается мир только в покаянном прошении о прощении и оставлении грехов и прегрешений наших ("снисхождении и [полном] прощении наших грехопадений и недостатков").
Но собственно ектенией может называться только последний тип ектении - "сугубая". Дело в том, что словом "ектения" (греч. «прилежный») обозначается особый раздел службы -- "прилежное (т. е. усиленное) моление" о ниспослании помощи и милости Божией на людей и на их дела. Прошения сугубой ектении – это не столько приглашение к молитве, сколько уже сама молитва. Каждое следующее прошение начина-ется со слов: "еще молимся о…" Причем количество прошений на сугубой ектении практически не ограничено: в зависимости от конкретной нужды могут быть вставлены прошения о болящих, о путешествующих, об учащихся, о начале всякого доброго дела и т. п.
Прошения прилежного моления сопровождаются прилежными же ответами народа - "Господи, помилуй!" повторяется 3, 12, 40, 50 и даже 100 раз. Этим выражается наибольшее напряжение молитвенных сил, к которому в наиболее ответственные моменты призывается вся Церковь.
диакон Михаил Асмус
|