Мы не можем не заметить, что все угодники Божии любили свое Отечество и усердно содействовали его благосостоянию. Одни ревностно заботились о духовном просвещении, другие - о благоустройстве гражданском, третьи храбро защищали его от врагов и полагали за него души свои, как многие благоверные князья и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими знаниями, трудами, а все – искренней преданностью и горячими молитвами о благоденствии и спасении от бед.
Святители Петр и Алексий, прп. Сергий Радонежский - это не только богатыри духа, но и творцы российской государственности, а священномученик Патриарх Ермоген - ее спаситель. В сердце России, на Красной площади, стоит памятник Минину и Пожарскому, но многие ли ведают о смысле их подвига, о всенародном покаянии, предшествовавшем всенародному ополчению?
Жил в Новгороде Низовской земли человек по имени Кузьма Минин, ремеслом мясник, известный благочестием и добродетелями. Была в его доме особая комната, в которой он имел обыкновение молиться. Однажды, когда он спал в этой комнате, отдыхая от молитвенных трудов, явился ему во сне преподобный Сергий и повелел собирать казну, нанимать ратных людей и идти на освобождение Москвы и всей Руси. Проснувшись, Кузьма сильно испугался. Поразмыслив, он решил, что собирание войска – это не его дело, и успокоился. Но вскоре видение повторилось. Кузьма опять не придал ему значения. И вот спустя некоторое время снова явился ему преподобный Сергий и сказал с укором: "Разве я не возвестил тебе волю Божию – собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они с Божией помощью очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков?"
Кузьма, проснувшись в трепете и великом ужасе, почувствовал, что болен. Тут он понял, что согрешил, пренебрегая Божиим откровением, стал усердно молиться преподобному Сергию об исцелении и дал обет исполнить всё.
Вскоре Минина избрали в земские старосты. В земской избе и везде, где бывал, он обращался ко всем нижегородцам с призывом жертвовать на войско. (Если в Европе в трудный час ратников призывали встать грудью на защиту своего домашнего очага, жен и детей своих, то Минин, напротив, требовал "дворы продавать, жен и детей закладывать", чтобы только помочь Московскому государству, потому как чувствовал русский человек, что он человек, отец и муж только в сохраненном им Отечестве, но сохрани он кров свой, жену и детей, а в Отечестве будет царить чужой и чуждый ему дух, другая вера, другой язык, другие нравы и порядки - страшнее плена, гибели ему такая жизнь, хоть тепла и сыта она может статься, да не телом бренным жив русский человек, а душою своею.)
Весь город поддержал Кузьму, и средств собрали достаточно.
После службы на общей сходке нижегородцев протопоп Савва (Ефимьев) обратился к пастве: "Из-за грехов наших попущает Господь врагам нашим возноситься…" Все встали на колени и коленопреклоненно отслужили молебен Матери Божией, просили Царицу Небесную о победе православных.
Воеводой избрали князя Димирия Пожарского как опытного воина. И, подготовив полки, отправились на освобождение Московского государства.
В Троице-Сергиевом монастыре был отслужен молебен святому преподобному Сергию, игумену Радонежскому. После молебна архимандрит Дионисий с братией вышли из монастыря провожать войско, осеняя полки крестом и кропя святой водой.
22 октября 1612 года, призвав на помощь Царицу Небесную, ополчение штурмом освободило Китай-город, а 25 октября под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери впереди войска, вошло в Кремль. Москву освободили!
На надгробие Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде - дощечка с современною гробнице надписью ХVIII века:
"Избавитель Москвы, отечества любитель
И издыхающей России оживитель,
Отчизны красота, поляков страх и месть,
России похвала и вечна слава, честь:
Се Миновичъ Козма здесь телом почивает,
Всякъ, истинный кто Россъ, да прах его лобзаетъ"
“Не раз Великая Империя наша приближалась к краю гибели, но спасало её не богатство…, не вооружение…, а железное мужество её сынов, не щадивших ни сил, ни жизни, лишь бы жила Россия,”- читаем мы "Письма к ближним" публициста М.О. Меньшикова.
Сейчас мы переживаем смутное время. Рухнул богоборческий режим, но оставил после себя нравственный и материальный разгром. Не так страшны экономические беды, как ужасна духовная опустошенность народа. Сатана, не сумевший раздавить душу Руси прямым атеистическим насилием, ныне бросил на русскую землю полчища коварных бесов-соблазнителей: демонов насилия и наживы, разврата и вседозволенности, колдовства и ересей. Устоит ли забывшая древнее благочестие страна против этого темного нашествия?
"…Всё обнажилось, гной души народа вышел наружу, в ком сидел предатель, тот предаёт, вор ворует, подлец купается в торжестве своей подлости, лакей без смущения лакействует, трус не геройствует, как прежде, а во всей своей оголённой трусости предстаёт ныне, чёрное стало очевидно чёрным, белое очистилось от налипшей на него грязи. Вот почему, несмотря на кажущийся трагизм положения России, - cчитает писатель-патриот Борис Миронов, - на самом деле Россия переживает счастливое время. Очистимся и пойдём дальше расти прямо и ввысь, а не вкривь и вкось, как последнее столетие. И нацию умножим, и заводов настроим, и наоткрываем, и наизобретаем и больше, и лучше того, если нация обретёт, наконец, утерянный было смысл жизни, обретёт той чистоты и высоты идею, которую имела за последнее столетие разве что в Великую Отечественную войну, если в русском народе воскреснет, наконец, национальный дух, вера в Бога, в Отечество, в себя, что по силам нам возродить, отстроить наново великую державу. Ведь бывали времена и хуже на Руси, сжигались дотла города, в полон угонялись женщины и дети, мужчины клали головы на поле брани, однако отстраивалась Россия и всякий раз становилась крепче и краше той, что была.
…Сегодня именно от нас, ныне живущих, от нашей воли и нашего духа зависит судьба всего русского народа — останемся ли мы русскими людьми, нацией, в сыновьях Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Михаила Кутузова, Георгия Жукова, в отцах будущих русских поколений или от великого русского народа останутся лишь жалкие остатки, хранящие воспоминания о себе, как о нации, о своей культуре, армии, Вере в этнографических музеях резерваций."
Станем, наконец, по подражанию святых, горячо любить своё Отечество и не щадить никаких жертв для него. Если долг и присяга потребуют от нас пожертвовать нашей жизнью, защищая и сохраняя святую веру и Отечество, то не устрашимся этой жертвы, как бы она ни казалась велика: за временную жизнь мы наследуем вечную, за потерю земных и скоропреходящих благ мы сделаемся наследниками небесных и нескончаемых. Будем всегда помнить, что “худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен”.
подготовил р.Б. Алексей, Н.Новгород
|